Песня авторская и не только

Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

Тональность музыкального произведения

Любой музыкальный лад, построенный от конкретной выбранной тоники образует тональность. Т.е. тональность характеризуется ладом и нотой, от которой лад построен, например — натуральный до мажор или гармонический фа-диез минор.

Каждое музыкальное произведение написано в определенной тональности (в академической музыке часто тональность даже является частью названия, например «И. С. Бах. Токката ре минор»). Что это значит? Означает ли это, в частности, что произведение состоит только из нот своей тональности? Иногда да, иногда нет. В старые времена (задолго до Баха) любое произведение обязано было ограничиваться нотами тональности, в которой оно написано, иное было немыслимо. Но позже начали появляться исключения, и чем дальше, тем больше. Основу музыкального произведения, однако, составляют именно звуки тональности, именно они звучат наиболее устойчиво, и вокруг них развивается музыкальная мысль. Точных правил, по которым в произведении взаимодействуют тональные и нетональные звуки привести невозможно — по большому счету, единых, всеохватных правил и не существует, т.к. композиторская мысль всегда опережает музыкальную теорию. Не существует и правила, позволяющего однозначно определить тональность любого произведения. Точнее, правило есть и формулируется оно так: «Тональность произведения определяется на слух. Те звуки, которые слышатся наиболее устойчивыми, являются тональными, а самый устойчивый из них — это тоника».

То есть умение ориентироваться в тональностях — вопрос опыта. Значительно проще это делать, анализируя гармоническое сопровождение произведения, т.е. аккомпанемент. Некоторые частные правила, помогающие определить тональность, я приведу позже, когда мы познакомимся с понятием аккорда и его связью с ладом.

Сейчас же остановимся только на одном явлении, несколько углубляющем представление о тональности. Речь идет о модуляции, под которой понимают смену тональности внутри произведения. Это явление весьма частое, однако, как водится, ограничено определенными правилами. Главное правило, пришедшее из классической музыки: среди всех тональностей, через которые проходит произведение, должна быть одна, главная; в ней произведение начинается и в ней же заканчивается. То есть, если Вольфганг Амадей Моцарт озаглавил произведение «Соната для фортепиано ля мажор» — это не значит, что на всем протяжении эта соната не выходит за пределы указанной тональности. Но первая часть этой сонаты должна начинаться именно в ля мажоре, а последняя часть — на ля мажоре завершаться.

В современной музыке, включая популярную, и авторскую песню, это правило перестало быть абсолютным, хотя чаще выполняется. Наиболее частый, и весьма простой случай, когда правило главной тональности нарушается — когда при смене куплета меняется и тональность, и назад уже не возвращается. В большинстве случаев смена тональности между куплетами — это повышение тоники на полтона либо на тон с сохранением вида лада (был, допустим, натуральный ре мажор — стал натуральный ми-бемоль мажор). Есть и другие популярные шаблоны смены тональности, но чаще — это важно запомнить — начало и конец произведения оказываются в одной тональности.

Указывая тональность произведения часто обычно пропускают конкретный вид лада, оставляя только наклонение: «си-бемоль минор» вместо «натуральный си-бемоль минор» или «до мажор» вместо «мелодический до мажор». Связано это, опять-таки, с тем, что редкое произведение целиком принадлежит одному виду мажора или минора (исключением является натуральный мажор — есть достаточно произведений, написанных строго в нем, без отклонений). Типичная песня, написанная в миноре, будет в разных местах включать в себя проявления и натурального, и мелодического, и гармонического миноров. Большинство произведений, в которых главенствует гармонический или мелодический мажор, имеют достаточно проявлений и натурального мажора. Более того — начинаются и заканчиваются такие произведения чаще именно в натуральном мажоре. Поэтому указания тональности с точным видом лада свойственны лишь музыковедческой литературе и широкого распространения не имеют.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.