Песня авторская и не только

Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

Об упрощении аккордов

Часто начинающий гитарист сталкивается с тем, что линия аккомпанемента произведения, опубликованная в книге или в интернете, содержит сложные, неизвестные аккорды с загадочными обозначениями, которые непонятно, как исполнять. В этом случае новичок либо начинает поиски аппликатур в таблицах, либо ищет более простые аккорды для этой песни. Но аппликатуры могут вовсе не найтись, или оказаться слишком сложными для исполнения, или, неожиданно, плохо звучащими в данном месте (последнее возможно, так как аппликатур одного аккорда бывает множество, и не всякий вариант всюду подходит). Более простые аккорды песни также могут не обнаружится, или же, оказаться некачественными.

Как же быть начинающему в такой ситуации?

Конечно же, можно — и нужно! — разобраться в теории и научиться строить аккорды самостоятельно. Но на это уйдет немало времени, и гитариста, освоившего эту премудрость, уже нельзя назвать новичком.

Для начинающих лучше прибегнуть к упрощению аккордов — но для этого нужно знать, что и как упрощать. Ниже и приведены правила упрощения аккордов.

Прежде, однако, стоит ответить на вопрос: а сколько вообще аккордов нужно знать, чтобы сыграть любую песню? Ответы разнятся. Многие вспомнят расхожий наполовину шуточный ответ: три! Более осторожные начинающие аккомпаниаторы назовут цифру от пяти до восьми. Мой ответ менее оптимистичен: тридцать шесть. Откуда такое число? Вот откуда. Как известно, всего существует двенадцать музыкальных звуков (для тех, кто считает, что их всего семь, рекомендую вспомнить о диезах с бемолями, а для тех, кто не знает, что такое диезы и бемоли — изучить этот вопрос). Для более-менее полноценного аккомпанемента необходимо три вида аккордов: мажорные трезвучия, минорные трезвучия и доминантсептаккорды (которые часто для краткости называют, соответственно, мажорными аккордами, минорными аккордами и септаккордами). Таким образом от каждой из двенадцати нот строится три вида аккордов. 12 x 3 = 36.

Наиболее употребительные аппликатуры этих тридцати шести аккордов приведены в таблице основных аккордов. Эти аппликатуры нужно знать на зубок, это основа основ. Тридцать шесть — не так много, и при активном употреблении они быстро выучиваются.

И вот теперь нам нужно к этим простейшим аккордам свести все сложные, которые нам могут встретиться. Для этого есть несколько правил.

Первое, и самое главное — игнорируем все непонятные цифры. Т.е. все цифровые пометки неясного смысла следует просто не принимать во внимание, как будто их нет. Например, если написано Dm7 — играем просто Dm. А если написано С9/11/13 — играем обыкновенный C, до мажор! E7/9+ упрощаем до простого E7.

Так же следует игнорировать пометку sus: Esus превратится просто в E, а Asus7 — в A7.

Единственная цифровая пометка, с которой нельзя так вольно обходиться — это пометка 5-. Чаще всего она встречатеся в комбинации m5-/7 (или m7/5-, что то же самое), например, Hm5-/7. Правила упрощения аккордов вида m5-/7 (они называются полууменьшенными септаккордами) следующие: основной тон аккорда нужно повысить на полтора тона (3 полутона), а вид аккорда заменить на m6. Таким образом, аккорд Hm5-/7 превратится в Dm6. А Dm6 можно, в свою очередь, упростить до Dm, по правилу отбрасывания незнакомых цифр. Т.е. наш Hm5-/7 в итоге превратился в ре минор!

Другой особый случай — аккорды с пометкой dim, которые носят название уменьшенных септаккордов. Обычно эти аккорды можно заменить на доминантсептаккорды, однако нет общего правила, как при этом меняется основной тон. Один из часто работающих способов — заменить аккорд dim на соседний с ним. А на какой именно — предыдущий или следующий — нужно определять по слуху. Возможно, лучший способ обойтись с уменьшенными септаккордами — просто запомнить их простейшие аппликатуры, тем более, что их всего три. Да именно так: аппликатур гораздо меньше чем самих аккордов! Почему так получается, я объясню в отдельной статье, а здесь приведу только сами аппликатуры.

Ddim, Fdim,
Adim (Gdim), Hdim
Edim (Ddim), Gdim (Fdim),
Adim, Cdim
Edim, Gdim,
Bdim (Adim), Ddim (Cdim)


Итого, всего тридцать девять аппликатур — и любая песня у вас в кармане... Вернее, в пальцах.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.