Песня авторская и не только

Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

Аккорды на ступенях лада

Возьмем любую тональность, например, натуральный до мажор. Ее нотный состав, в порядке ступеней лада, как мы помним — c d e f g a h. Построим теперь трезвучие с тоникой на первой ступени лада, состоящее из нот лада. Первая ступень лада до мажор — это c. Ноты трезвучия расположены по терциям, а терция, как мы знаем, это, по определению, интервал в две ступени лада. Отсчитав два раза по две ступени от тоники, получим следующий звуковой состав аккорда: c e g. Его называют трезвучием первой ступени лада, и в данном случае это до мажорное трезвучие. Аналогично можно построить трезвучия на всех остальных ступенях выбранного лада, и для натурального до мажора это будут следующие аккорды:

IC
IIDm
IIIEm
IVF
VG
VIAm
VIIHm5-

Если построить аккорды на ступенях того же лада, но взятого от другой ноты (т.е. другой тональности), то виды аккордов останутся теми же, но соответственно сдвинутся их основные ноты.

Для каждого из известных нам ладов можно выписать виды трезвучий, образующихся на их ступенях:

СтупеньМажор Минор
НатуральныйГармоническийМелодическийНатуральныйГармоническийМелодический
I мажорное мажорное мажорное минорное минорное минорное
II минорное уменьшенное уменьшенное уменьшенноеуменьшенное минорное
IIIминорное минорное уменьшенное мажорное увеличенное увеличенное
IV мажорное минорное минорное минорное минорное мажорное
V мажорное мажорное минорное минорное мажорное мажорное
VI минорное увеличенное увеличенное мажорное мажорное уменьшенное
VIIуменьшенноеуменьшенное мажорное мажорное уменьшенное уменьшенное

Чтобы быстро определить, какое трезвучие образуется на той или иной ступени нужной тональности, следует сначала выяснить ноту, соответствующую данной ступени, а затем, по вышеприведенной таблице, определить вид трезвучия. Например, трезвучие VI ступени натурального ля минора — это аккорд F (фа мажор).

Аналогично трезвучиям на ступенях лада можно строить и септаккорды. Функции этих акордов будут, как правило, аналогичны функциям соответствующих трезвучий, а разница будет лишь в более резком, «пряном» звучании. Очень часто септаккорды используют вместо трезвучий, когда хотят придать аккомпанементу джазовый характер. Основные случаи «неджазового» употребления септаккордов мы рассмотрим ниже.

Могут ли в произведении встретиться аккорды, не принадлежащие его тональности, т.е. не возникающие ни на какой ступени лада? Да, могут, так же как и отдельные ноты, не вписывающиеся в тональность. Это может означать как отклонение в другую, неосновную тональность (об отклонениях пойдет речь ниже), так и альтерацию — намеренный ввод в произведение нетональных звуков с целью создания диссонанса. В аккомпанементе песен смены тональностей встречаются очень часто, в то время как альтерации характерны далеко не для всех авторов.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.